Республика Дагестан
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Централизация госзакупок в Дагестане позволит сэкономить до одного миллиарда рублей – Оздеаджиев

01 марта 2018, 13:24
При условии централизации закупок в Дагестане, по прогнозным расчетам, экономический эффект в этом году может составить более одного миллиарда рублей, считает депутат Народного Собрания Дагестана, представляющий фракцию «Единая Россия» Мухтар Оздеаджиев. По его мнению, если республике удастся добиться честных закупок, сэкономленные средства можно будет направить на недостроенные детские сады, школы и больницы.

Выступая в рамках «парламентской разминки» на девятнадцатой сессии дагестанского парламента, Оздеаджиев в качестве способа, который позволит повысить эффективность госзакупок на республиканском уровне, предложил централизовать муниципальные и государственные закупки. Такая практика, отметил депутат, успешно используется в некоторых субъектах страны.

Централизованные закупки, считает Оздеаджиев, нужно передать в ведение профильного ведомства – Комитета по госзакупкам Дагестана, что не понесет дополнительной нагрузки на бюджет, так как средства на его содержание предусмотрены в размере 24 млн рублей. Численность сотрудников Комитета позволяет проводить эти работы. Кроме того, для повышения прозрачности и эффективности госзакупок с ценой контракта менее 100 тыс. рублей предлагается внедрить биржевую площадку.

«Централизация закупок тоже имеет слабые места, но на данный момент считаем это оптимальной мерой. При этом Комитет не должен быть механическим исполнителем, ему надо разрабатывать и внедрять механизмы оптимизации закупок, а экономия должна стать основным индикатором его деятельности. Комитету необходимо вменить в обязанность экспертизу входящей документации, то есть мониторить цены, правильность применения расценок, коэффициентов и других нормативов. Это избавит поставщиков товаров, услуг и работ, то есть бизнес, от лишних проверок», – подчеркнул он.

Мухтар Оздеаджиев также отметил, что при принятии бюджета на 2018 год решение многих социально-значимых задач пришлось отложить из-за нехватки средств. Для поиска резервов, возможностей оптимизации депутаты Народного Собрания и активисты регионального штаба ОНФ проанализировали закупки товаров и услуг, проведенные государственными и муниципальными заказчиками республики в 2017 году.

Материалы для анализа использовались из Единой информационной системы в сфере закупок, результаты проверок Счетной палаты Дагестана, отчеты об итогах закупочной деятельности Комитета по государственным закупкам республики, ФАС, отчеты активистов ОНФ и СМИ.

«Согласно данным Единой информационной системы в сфере закупок совокупно с информацией реестра заключенных контрактов и отчета исполнения государственными муниципальными заказчиками Дагестана, в 2017 году проведено закупок товаров, работ и услуг на общую сумму более 22,5 млрд рублей, то есть одна четвертая бюджета. Из них госзаказчиками самостоятельно на общую сумму более 18 млрд рублей, в том числе в централизованном порядке через Комитет по госзакупкам на общую сумму около 7 млрд рублей, муниципальными заказчиками – около 4 млрд рублей.

В соответствии с данными, внесенными в реестр контрактов, общая экономия по итогам государственных муниципальных закупок в 2017 году составила 548 млн рублей (2,42%), в том числе через Комитет – 398 млн рублей (5,88%)», – доложил депутат, добавив, что централизованные закупки оказались вдвое выгоднее для республики, но и это не предел. Эксперты называют средний процент – не менее десяти.

Вместе с тем, сообщил парламентарий, анализ показывает, что часто – либо частично, либо полностью – игнорируются требования Федерального закона № 44. Так, при сборе информации в этой сфере обнаружен ряд нарушений: «Некоторые заказчики не имели права проводить самостоятельно закупки, однако ими размещено 390 извещений о закупках на общую сумму около 3 млрд рублей. УЖКХ города Махачкалы за 10 месяцев 2017 года провело аукционов на 760 млн рублей, а контрактов заключило на 1,5 млрд рублей. Причем информация о нарушениях регулярно направлялась в различные инстанции – всего около 3 тысяч жалоб и обращений, из них около 2,5 тысячи от УФАС. Учитывая, что уже начались конкурсные процедуры, надо принять меры, чтобы ФЗ № 44 соблюдался».

Парламентарий также рассказал о наиболее распространенных нарушениях при проведении госзакупок. Среди них: укрупнение лотов; искусственное дробление лота; некорректное указание объема работ, подлежащих выполнению; нередактируемый формат закупочной документации; демпинг и т.д.

«УФАС по итогам 2017 года выявлен новый вид ухода от определения поставщика конкурентным способом. Он заключается в том, что после проведения торгов в случае выигрыша аукциона нежелательным подрядчиком со значительным понижением начальной цены контракта, контракт расторгается по обоюдному согласию, мотивируя это отсутствием финансирования на проведение работы. Затем заказчиком заключается инвестиционный контракт с единственным инвестором без проведения торгов по начальной максимальной цене.

Что касается закупок до 100 тысяч рублей, то здесь для обеспечения прозрачности малых закупок будет внедряться биржевая площадка. С внедрением этой системы предполагается решить три главные задачи: доступ малого бизнеса к госзакупкам, поставка качественной продукции, оптимизация расходов», – рассказал Оздеаджиев, напомнив при этом, что ранее в регионе было предложено открыть электронный магазин с предоставлением тех же услуг, однако инициативу не поддержали.

Общественная приемная